test (oem copy) Мы все равно заставим признать шельф Арктики российским

Мы все равно заставим признать шельф Арктики российским

ЧЬЕ ОНО, МОРСКОЕ ДНО?

- Роберт Искандерович, мы опоздали?

- Ни в коей мере. процесс признания или непризнания прав занимает годы. Так что все, что намеревались, сделаем в свое время и без спешки.

- А зачем вообще нам надо доказывать, что шельф, дно Северного Ледовитого океана - это продолжение нашего континента, как следствие, нашей страны?

- Смотрите, что мы имеем сейчас. Полоса шириной 12 миль - это наши территориальные воды. Туда без нашего разрешения никто не имеет права заходить, хоть мы и должны предоставить право прохода мирным судам. И еще полоса шириной 200 миль вдоль побережья - это наша Исключительная Экономическая зона. Там уже плавать могут все и без разрешений, но экономическую деятельность - рыбу ловить, нефть добывать или еще что - это имеем право только мы, Россия, или те страны и компании, которым мы это разрешим. И все.

Но ООН в 1982 году приняла конвенцию, согласно которой, если государство докажет, что морское дно является продолжением фундаментальной континентальной плиты, на которой расположена страна, то может свои экономические права реализовывать и на этой территории. Вплоть до внешней границы континентального шельфа, то есть до того места, где начнется океаническая кора или другая плита. И мы хотим доказать, что граница не здесь где-нибудь, а далеко от нас, и это все наша континентальная плита.

- То есть наша плита, грубо говоря, и та, что со стороны Канады пролегает под океаном, они что, отличаются по составу друг от друга?

- Конечно, отличаются. В том-то и дело. Но это надо доказать, опираясь на теоретические расчеты и результаты геологические исследований. А геологические исследования на таких глубинах - это очень непростое дело. Например, сейсморазведка - производятся взрывы и аппаратура ловит отраженные сигналы. Взрывы эти производятся с определенным шагом. Надо производить глубинное бурение, на которое мы, к сожалению, сейчас не способны.

- А кто способен?

- Есть отдельные суда, которые проводят такие работы в рамках международной программы. Мы при Советской власти в нее входили. Платили 6 миллионов долларов в год и были ее полными членами. А где-то в конце 80-х годов из нее вышли. Объяснили, что там, дескать, сплошные шпионы. Я вам могу сказать, что это не шпионская организация, а ученые. Конечно, шпионы везде могут влезть. Но сейчас не это обсуждается. В общем, возможность глубинного бурения в ближайшее пятилетие, может, десятилетия, для нас исключена.

ЗАЧЕМ НАМ ЭТА ЛЕДЯНАЯ ЗЕМЛЯ

- Мы ведь уже подавали заявку в эту Комиссию ООН?

- В 2001-м году подавали. Она не получила признания. Был высказан ряд замечаний. Нам рекомендовали доработать ее, поскольку, по мнению членов Комиссии, мы не представили достаточно доказательств того, что хребты Менделеева и Ломоносова вплоть до Северного полюса являются естественным продолжением материка и территории России. В соответствии с этими замечаниями, новыми воззрениями и новыми полученными данными, наши ученые тоже принимали участие в составлении заявки. Принимали участие в этой работе ученые ВНИИ Океангеологии, Геологического института РАН, Института физики Земли РАН, Института нефти и газа СО РАН, нашего Института океанологии РАН, МГУ, Министерства природных ресурсов. Материалы новой заявки обсуждались и на заседаниях Российской Академии наук.

- А зачем нам вообще вся эта зона сплошного арктического льда? Ведь даже Северный морской путь, который пролегает в наших водах, свободен для прохода судов очень короткое время.

- Во-первых, как считают ученые, там гигантские запасы нефти и газа. Мы можем присоединить к себе миллионы квадратных километров дна, в осадочном слое которого варилась нефть. Это один из механизмов биогенного нефтеобразования, когда органические вещества наносились туда, стекали по руслам рек и превращались в углеводороды, изолированные от воздуха водным слоем океана. Эксперты считают, что там, за пределами 200-мильной зоны в российской части континентального шельфа находится не менее 5 миллиардов тонн условного топлива. Но если вы не докажете, что это ваш шельф, значит, он будет считаться международным, и там, никого не спрашивая будет работать тот, кто захочет.

НЕФТЬЮ БАЙКАЛ НЕ ИСПОРТИШЬ?

- Нефть получилась из органики, которую нанесли пресноводные реки?

- А вы знаете, что на дне Байкала находится газогидратное месторождение? Это раствор гидрата в воде, при высоком давлении и при положительных температурах он становится льдом. На дне Байкала сочится нефть, идет газ. Тем не менее, вода наичистейшая, потому что его чистота поддерживается биологической структурой моря. Много всяких организмов, которые все это дело поедают. Чистота определяется не только своим составом, а еще наличием биологии. Если нет биологии, то вода все равно бы испортилась. А она поддерживается. Самое главное в таких местах - не убить биологическую структуру, которая поддерживает это в равновесии. Вот когда спускаешься на Байкале, то видишь там в свете прожектора, что это целый бульон. Это вам кажется, что он прозрачный. Все эти рачки все это через себя пропускают, концентрируют